понедельник, 23 ноября 2009 г.

Посмотр фильмов Д.У. Гриффита

где и когда: 24ноября, 18:00, аудитория 302
тема: раннее американское кино.
фильмы:
Нетерпимость / Intolerance
Альбом: киноклуб
Год выпуска: 1916
Страна: США
Жанр: историческая драма
Продолжительность: 197 мин.(смотреть будем несколько новелл)
Фильм «Нетерпимость» — один из этапных в развитии мирового киноискусства; — это сложная сюжетная конструкция из четырех перемежающихся новелл, показывавших четыре различные эпохи. В ленте, снятой с грандиозным постановочным размахом, был затронут широкий круг философских и моральных проблем.
Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историческому и мифологическому материалу, Гриффит использовал при его воплощении необычные для того времени кинематографические средства и приемы, определившие новаторское значение фильма.
Гриффит показал 4 эпохи: древняя Иудея (в пылу религиозной нетерпимости, фарисеи распяли Христа), Вавилон (борясь за власть, жрецы предали царя Валтасара), Франция (1572) (борьба между католиками и гугенотами вызвала резню в ночь св. Варфоломея), наши дни (1914) (вражда приводит к смертной казни невинного человека). Гриффит строит действие своего фильма симультанно, свободно переходя от Вавилона к современности и обратно, а не в хронологическом порядке. Части связываются в единое целое образом женщины (Лилиан Гиш), укачивающей ребенка, и строками из Уолта Уитмена: «Бесконечно качается колыбель… Соединяющая настоящее и будущее».
Главный эстетический и драматургический прием, положенный в основу фильма, — перекрестный монтаж, который комбинировал разновременные сцены в непрерывно нарастающем темпе.Сейчас эта работа признана уникальным кинематографическим шедевром.
"Эти разные истории сперва потекут, подобно четырем потокам, на которые смотришь с вершины горы. Вначале эти четыре потока побегут отдельно, плавно и спокойно. Но чем дальше будут они бежать, тем все больше и больше будут сближаться, тем быстрее будет их течение, и, наконец, в последнем акте они сольются в единый поток взволнованной эмоции".Дэвид Уорк Гриффит

"В начале «Нетерпимости» эти четыре истории действительно звучат почти эпически, так как между «главами», еще четко отделенными одна от другой, сохраняется относительное равновесие. Но, начиная с середины, темп действия ускоряется, ритм становится более прерывистым и все эпизоды, все эпохи словно сливаются воедино — в преследование, подчиняясь излюбленному приему Гриффита — «спасения в последнюю минуту»".Жорж Садуль о структуре фильма

"Монтаж, использованный как творческий метод, как стилистический прием и почти как мировоззрение, — сущность «Нетерпимости». Большая насыщенность кадров почти исключает движение аппарата. Несколько «трэвеллингов» в первой части фильма подчеркивают значительность декораций.
Монтаж поглотил такое огромное количество пленки оттого, что Гриффит, набросав литературный сценарий, вел съемки без рабочего сценария".Жорж Садуль о монтаже

"Гриффит представляет собой прошлое киноискусства, хотя никто не оказывает чести киноискусству признанием за ним права иметь свое прошлое…
Д.-У. Гриффит увлечен деталями, однако он избегает сухости. И все же иные кадры «Сердец мира» суховаты… «Нетерпимость» ритмичнее. Симфония ширится, нарастает в едином порыве, распадается, преображается от богатства деталей; она безупречна. Ритм картины изумителен. Именно он и превращает «Нетерпимость» в настоящее произведение искусства, а Гриффита — в художника…
Он, если угодно, — первое вступление к киноискусству, Инс — второе".Луи Деллюк

"Создавая параллельный монтаж, Гриффит передавал путем чередования планов одновременность двух действий, разделенных в пространстве".

"Что касается монтажа, возникшего, как известно, в шедеврах Гриффита, то он знаменовал, как справедливо отметил Андре Мальро в «Психологии кино», рождение кино как искусства, ибо именно монтаж отличает киноискусство от ожившей фотографии, делает его языком".

"…в «Нетерпимости» он уже вводит ту синтетическую концепцию монтажа, из которой советское кино сделает крайние выводы и которая в конце немого периода получит, хоть и не в столь абсолютном выражении, повсеместное признание".Андре Базен

«В «Нетерпимости» Гриффит впервые демонстрирует, что органическая репрезентация может быть безграничной и схватывать не только семьи и определенное общество, но даже целые тысячелетия и различные цивилизации. В этом фильме части, перемешанные с помощью параллельного монтажа, представляют эти цивилизации. Соотносимые между собой измерения простираются от древнего Вавилона до конторки бизнесмена. А конвергентными действиями являются не только соревнования, присущие каждой цивилизации: состязание колесниц в вавилонском эпизоде и езда автомобиля на перегонки с поездом в эпизоде современном – эти два «турнира» сами сливаются сквозь столетия, в ускоренном монтаже, накладывающем Вавилон на Америку. Никогда ни раньше, ни позже такое органическое единство не извлекалось через ритм из столь различных компонентов и столь отдаленных друг от друга событий».Жиль Делёз

Из статьи «Кино «тотальное» и монтажное» Михаила Ямпольского:
«Апокрифическая традиция приписывает Гриффиту (его «байографским» фильмам 1908-1913годов) изобретение целого ряда приемов, которые в дальнейшем вошли в арсенал «киноязыка» в качестве основ «киноазбуки». Это прежде всего крупный план и параллельный монтаж. К более мелким новациям относят новые приемы съемки погони, создание полисюжетного повествования, введение повествовательной конструкции со спасением в конце и т.д.»
«Все это изобилие приемов выглядит довольно разнородным комплексом беспорядочных «букв» киноалфавита. Их функцию обычно сводят к двум основным моментам: развитию психологизма зрелища и созданию «саспенса» - особого драматического напряжения в ведении повествования»
«Все внешне разнородные нововведения Гриффита направлены именно против характерной для обоих видов раннего кино «абсолютности» субъекта зрелища и могут быть объединены одним общим знаменателем – тенденцией к фрагментации мира»
«Психологическая сложность включения крупного плана в ряд мелких связана с тем, что эти планы не могут быть увидены подряд одним и тем же человеком. А распад единого субъекта зрелища тянул за собой и распад целостности мира – альфы и омеги раннего кино»
«Знаменитый параллельный монтаж также может рассматриваться как одна из форм членения пространства и времени, постепенно приобретшая кодифицированное значение. В становлении этого типа монтажа также можно проследить постепенное преодоление инерции единства субъекта зрения…»
«Возможно, разработка средств современного киноязыка была осуществлена именно Гриффитом в силу присущих ему двух взаимоисключающих черт – стремление к разлому пространства(своего рода пространственного радикализма) при одновременном стремлении к сохранению единства зрелища(повествовательном консерватизме)»
«До ранних опытов Гриффита все мировое кино можно условно разделить на два направления: одно постулировало космоморфный тип идентификации («тотальное» кино), другое повествовательный(ленты типа «film d’art»). В целом процесс становления современного киноязыка может рассматриваться как взаимопроникновение и взаимная ломка двух ранее изолированных типов идентификации»


Мушкетеры Свиной Аллеи / The Musketeers of Pig Alley
Альбом: киноклуб
Год выпуска: 1912
Страна: США
Жанр: Первый гангстерский фильм
Продолжительность: 0:16:49
К просмотру рекоммендуется ознакомиться со статьей Михаила Ямпольского "Кино "тотальное" и "монтажное"",""Нетерпимость" - этапный фильм (1916)"Жоржа Садуля а также с разделами из книги Андре Базена "Что такое кино": "Миф тотального кино" и "Эволюция киноязыка". Эти и другие тексты уже разосланы в рассылке, подписаться к которой можно здесь cinemaclub.ehu@gmail.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий